СУХОЙ: скорость пересчета в системе «СПМ» обеспечивает on-line -актуальность планирования на авиазаводе КНААЗ

22.05.2020

Поделиться:

СУХОЙ: скорость пересчета в системе «СПМ» обеспечивает on-line -актуальность планирования на авиазаводе КНААЗ

Как измерить сложность системы планирования на предприятии ?

В общем случае, для оценки сложности системы планирования производственно-логистической деятельности, нужно оценить:

  • «размерность» производимых продуктов: количество деталей, ДСЕ, ПКИ в одном изделии;
  • количество уровней иерархии в модели изделия (а точнее, — той производственно-логистической цепи со всеми ее переделами как внутри, так и вне предприятия, которую необходимо пересчитывать),
  • далее, мультипликаторами будут являться: количество изделий (уникальных строк заказов), попадающих в «горизонт планирования», т.е. количество конечных изделий, планы по которым необходимо пересчитывать; а также — длительность самого «горизонта». Например, если необходимо постоянно двигать вперед просчитанный горизонт на 3 года вперед — понятно, что размерность задачи становится весьма значительной.

КНААЗ: масштаб задачи

На авиазаводе КнААЗ, одном из крупных заводов компании СУХОЙ, нам, Райтстеп, изначально было понятно: размерность задачи – колоссальная. Конечно, если подходить к ней по нашей методологии, СПМ / SCMo. То есть, по-честному, — без искусственной «примитивизации». Что ж, отлично, это нам нравится! Это мы умеем и любим. 

Примерный масштаб задачи в цифрах: 

 

  • до 30 уровней вложенности в изделии,
  • более 100 тыс. ДСЕ, материалов и ПКИ в каждом самолете,
  • цикл изготовления: 8 — 12 месяцев, в зависимости от модификации.

 

Умножаем на необходимый горизонт и количество изделий … и получаем десятки миллионов участко- и цехо- заходов в номенклатурных планах. 

СУХОЙ: скорость пересчета в системе «СПМ» обеспечивает on-line -актуальность планирования на авиазаводе КНААЗ

Еще некоторые особенности…

1. Расчет необходимо делать по непростому, нелинейному алгоритму: «обычного MRP-калькулятора» — НЕДОСТАТОЧНО. Требуется планировать не только «назад», но и «вперед», причем с формированием текущих прогнозных отклонений от директивных планов. А также — «сквозное протягивание» номеров заказов (в том числе ГОЗ) и другие особенности.

 

2. Производство полного цикла. Другими словами, индустриальная модель — наша, отечественная. На заводе трудится ок. 14 тыс.человек и неспроста: «нижние» переделы начинаются «от сырья и материалов» — по сути, речь идет о группе крупных (и не только) цехов масштаба «завод», размещенных на единой комплексной территории. Конечно, некоторые агрегаты при этом доставляются по кооперации и с других предприятий. Но основной объем всех ДСЕ производится непосредственно здесь, в Комсомольске. Таким образом, это не «просто сборочный завод» (как зачастую бывает при внедрении систем планирования на зарубежных заводах), а крупный комплекс технически сложных производств основной производственной цепи (а точнее — сети), которую необходимо пересчитывать ЕЖЕСУТОЧНО.

 

К чему все вышесказанное приводило до внедрения СПМ ? По сути, обеспечить пересчет планов той сложности модели, которая реально необходима заводу — можно было только за несколько суток. Трудилась над этим одна из авторитетных зарубежных ERP-систем (BAAN).

Хронология «борьбы за скорость»

Пилотное планирование в СПМ было проведено в 2017г. Оно показало, что ускорение расчета на тех же объемах данных — реально уже осуществимо ~ в 5-7 раз. Далее — предстояло параллельно-последовательно:

1) переработать производственно-логистическую модель, используемую для планирования, уже с учетом принципиальной возможности делать пересчет ежедневно. Забегая вперед, скажем, что такое переосмысление – бывает полезным для завода, так как «заодно» возникают, обсуждаются и реализуются идеи по улучшению самих производственных процессов;

 

2) запустить централизованное планирование снабжения;

 

3) спланировать (адаптировать к новым возможностям) функционирование автоматизированных рабочих мест плановиков, диспетчеров, центрального склада, цеховых складов;

 

4) проработать новую схему интеграции смежных информационных систем;

 

5) повысить скорость работы алгоритмов расчетов в СПМ еще выше.

СУХОЙ: скорость пересчета в системе «СПМ» обеспечивает on-line -актуальность планирования на авиазаводе КНААЗ

Вот эту «задачу №5», СКОРОСТЬ РАСЧЕТОВ, на самотек решено было не отпускать. Был  выработан «тестово-аггресивный набор данных модели», на котором регулярно производился запуск текущей версии алгоритма для отслеживания динамики изменения скорости алгоритмов СПМ.

Оптимизация скорости оказалась задачкой не из простых.  «с наскока» ее решить не удалось: переработанный алгоритм от времени «12-16 часов» долгое время не удавалось значительно ускорить. Тем не менее, первые месяцы проекта новые релизы алгоритма последовательно показывали нужный тренд, достигнув к началу 2019 года 10 часов. 

 

Весной-летом 2019-го возник новый вызов: решено было усложнить саму модель, введя в нее «снабженческую» часть цепи,  а также расширить планируемую в СПМ номенклатуру ДСЕ. Замеры осенью 2019го показали длительность расчета…снова 12 часов.

 

«Штаб проекта» принимает решение: глубокая переработка алгоритмов СПМ, с более полным, «бескомпромиссным», применением технологий IN-MEMORY и оптимизацией процессов многопоточной обработки.

 

Наконец, в феврале 2020го – рекордный и нужный результат: расчет укладывается в 7 часов. Причем, в 75% запуска пересчета – он успевает отработать со значительным опережением, полностью пересчитывая весь объем за 5 часов!

СПМ, команда "НА ВЗЛЕТ"!

Вот с такими результатами констатируем «вхождение в 2020г.»: готовность системы СПМ к эксплуатации на КнААЗ в режиме ежедневной актуальности планов. 

 

Перечисленные выше организационные и технические мероприятия (задачи №№ 1 — 5) – выполнены.