Постановка и запуск СПМ на УКВЗ им С.М. Кирова: проект выполнен в рекордные сроки
Поделиться:
Бизнес Усть-Катавского Вагоностроительного Завода (УКВЗ) диверсифицирован: гражданскую продукцию предприятие выпускает еще с 19 века, а начиная с 1961г. здесь изготавливаются двигательные установки для пилотируемых и грузовых космических кораблей разных типов. В разные годы освоения космоса предприятие участвовало и участвует в проектах «Энергия-Буран», «Космическая станция МИР», «МКС», в поставке двигателей и других агрегатов ракет «СОЮЗ», «ПРОГРЕСС», «ПРОТОН», «АНГАРА» и др.
Понятно, что выполнение амбициозных сложных проектов, как по научно-технической составляющей, так и по срокам и ответственности за их выполнение, причем в жесткие сроки, для УКВЗ – это «норма жизни».
Гражданское направление УКВЗ прежде всего известно производством трамваев (с 1901 г.), всегда отличавшихся высоким качеством и техническим совершенством. География поставок – по всей территории РФ и на экспорт в ряд стран.
Перед «Райтстеп» была поставлена задача реализовать СПМ (Систему Планирования и Мониторинга) именно для управления производством и поставками гражданской продукции и сделать это предстояло максимально быстро.
Предпосылки проекта
УКВЗ осуществляет полный цикл производства трамваев, включая все основные переделы: заготовительные, механообрабатывающие, «подсборочные» цеха и финальную сборку. В цепочке поставок участвуют также «внутренние кооператоры» — цеха специального производства УКВЗ (например, литейка), а также внешние кооператоры. Изготавливаются различные модификации трамваев с учетом требований заказчиков, варианты исполнения отличаются друг от друга и по комплектации и по другим аспектам. Все это прорабатывается в собственном КБ. Современный трамвай – изделие весьма непростое: состоит примерно из 10 тысяч компонент: деталей, сборок, ПКИ и материалов.
«Быстрый проект» был условием, поставленным заказчиком. СПМ была необходима не столько, как средство автоматизации производства, сколько как система:
- Поддерживающая «правильную» идеологию управления,
- Инструмент управления, посредством которого д.б. быть обеспечен выпуск партий (новых) трамваев. В качестве «контрольного условия» успешности реализации проекта было решено принять необходимость выполнения в срок заказов, выполняемых специально для городов-участников Чемпионата Мира по футболу – 2018.
Компания «Райтстеп», на основе накопленного опыта в реализации проектов для сложных производств, предложила использовать типовую конфигурацию, с готовой методологией управления и преднастроенной системой СПМ (Lean ERP SCMo), подходящую для многих машиностроительных производств, работающих по типу «разработка-…», «производство-…», «сборка-под-заказ».
Поставленные задачи были выполнены совместной проектной командой УКВЗ и Райтстеп точно вовремя.
Реализация проекта
В ходе проекта были поставлены и отлажены следующие процессы.
1. Управление технологическим составом изделия (ТСИ)
1.1. Определена производственно-логистическая модель предприятия (ПЛМ) в виде отделов снабжения и комплектации, производственных участков, сборочного конвейера, детализированного до рабочих мест/постов.
1.2. Сформирован ТСИ с детализацией «расширенная спецификация»: спецификация + «расцеховка» («расцеховка» до уровня УЗ (Участкозаход)), для сборочных цехов/участков УЗ – это этап сборки на рабочем месте, для закупаемых – длительность и этапы закупок.
1.3. Управление ТСИ с учетом серийных ограничений для автоматического формирования позаказного состава конкретного трамвая.
1.4. Обеспечено хранение и просмотр на всех рабочих местах исполнителей актуальных чертежей ДСЕ.
1.5. Организовано, в виде регламентов и процедур, взаимодействие конструктов, технологов, производства и снабжения для корректного формирования ТСИ, исключающие ошибки.
2. Позаказное планирование
2.1. Ведение заказов выпуска готовых изделий, где каждый «заказ» отдельный трамвай со своей директивной датой выпуска и серийным номером.
2.2. Синхронное планирование, по всей производственного-логистической цепочке поставок с определением для каждой производимой и закупаемой позиции приоритета, даты запуска и выпуска.
2.3. Каждый трамвай заказа управляются в производстве отдельно, по своему составу, определяемому № заказа и конкретным серийным номером.
2.4. Планирование и управление производством осуществляется «без запасов», НЗП ведется в системе в виде межучастковых поставок.
3. Управление производством
3.1. Формирование приоритезированного и синхронизированного со выпуском изделий межучасткового номенклатурного плана запуска/выпуска.
3.2. Управление запуском ДСЕ в производство:Цех_УКВЗ
Запуск партии ДСЕ и формирование сопроводительных документов партии виде Тех.Паспорта и отрывного талона,
Формирование группового запуска партии разных ДСЕ, но с однотипным маршрутом, одинаковым материалом,
Формирование и закрепление на стенде участка «Плана участка» для запущенных позиций.
3.3. Регистрация межучастковых поставок партии ДСЕ в СПМ, на основании заполненного отрывного талона партии ДСЕ.
3.4. Разработаны процедуры авто закрытия и автосписания для упрощения учета «не критичных» ДСЕ.
3.5. Автоматический пересчет планов, с учетом факта запуска/выпуска — формирование «расчетной» (относительно «директивной») версии плана.
3.6. Автоматическое перераспределение факта поставок по заданным алгоритмам в случае изменения в маршруте изготовления или изменения спецификации к чертежам ДСЕ.
3.7. Формирование нарядов на сдельную оплату труда СПМ, печать по установленной отчетной форме для передачи в бухгалтерию.
4. Управление складами и МТС
4.1. Автоматическое формирование номенклатурных планов потребностей производства в закупаемых материалах и комплектующих в соответствии с графиком выпуска изделий и нормами расхода ТСИ в разрезе заказов, поставщиков.
4.2. Управление процессом закупки:
- Формирование заказа поставщику (ЗП),
- Управление этапами закупки
4.3. Управление заменами (альтернативами).
4.4. В системе СПМ ведутся следующие основные складские операции МТС, с формированием первичных учетных документов:
- Приход по ЗП;
- Выдача ТМЦ в производство;
- Перемещение ТМЦ между складами (формируются требования-накладные);
- Возврат ТМЦ из производства.
5. Мониторинг (контроль исполнения)
5.1. Готовность заказов (по каждому изделию), по расчетным и директивным срокам;
5.2. Синхронность, относительно сборочного производства, работы всех участков-поставщиков и МТС, с контролем НзП с точки зрения своевременности его формирования.
Уникальность проекта
На сегодняшний день СПМ УКВЗ – самый быстрый проект компании «Райтстеп» по комплексной постановке и вводу в эксплуатацию системы на сложном производстве. Срок реализации — всего за 8 месяцев !
Одной из ключевых особенностей проекта, повлиявших на скорость проекта, является способ формирования ТСИ, а именно с учетом производственно-логистической модели завода, изготавливаемых изделий и принципов, заложенных в СПМ.
Также отметим, что реализовать быстрый проект удалось благодаря использованию не просто готового «ИТ инструментария», но и:
- заложенной в систему СПМ методологии управления машиностроительном производством;
- четкому следованию предложенной Райтстеп проработанной и апробированной стратегии реализации проекта и запуска системы в продуктивную эксплуатацию;
- слаженной работе совместной проектной команды УКВЗ и Райтстеп и кураторству проекта со стороны руководителей обеих компаний.
Примечание. Использованы изображения (фото, иллюстрации), опубликованные в открытом доступе на сайте компании УКВЗ.