Усть-Катавский Вагоностроительный Завод

Поделиться:

Тип проекта

Разработка Модели и Методологического решения: концепции и алгоритмов планирования, исполнения и мониторинга, требований к реорганизации процессов управления (в виде регламентов и процедур взаимодействия). Реинжиниринг модели управления, внедрение Системы планирования и мониторинга (СПМ) производства и снабжения.

Бизнес АО «Усть-Катавского вагоностроительного завода» ( АО УКВЗ) диверсифицирован: гражданскую продукцию предприятие выпускает еще с 19 века, а начиная с 1961г. здесь изготавливаются двигательные установки для пилотируемых и грузовых космических кораблей разных типов.

 

В разные годы освоения космоса предприятие участвовало и участвует в проектах «Энергия-Буран», «Космическая станция МИР», «МКС», в поставке двигателей и других агрегатов ракет «СОЮЗ», «ПРОГРЕСС», «ПРОТОН», «АНГАРА» и др.

 

Гражданское направление УКВЗ прежде всего известно производством трамваев (с 1901 г.), всегда отличавшихся высоким качеством и техническим совершенством. География поставок – по всей территории РФ и на экспорт в несколько стран.

Усть-Катавский Вагоностроительный Завод
Усть-Катавский Вагоностроительный Завод
Усть-Катавский Вагоностроительный Завод

Перед Райтстеп была поставлена задача реализовать СПМ (Систему Планирования и Мониторинга) именно для управления производством и поставками гражданской продукции и сделать это предстояло максимально быстро – за несколько месяцев.

УКВЗ осуществляет полный цикл производства трамваев, включая все основные переделы: заготовительно-сварочные, механообрабатывающие, механосборочные и сборочные. В цепочке поставок участвуют также «внутренние кооператоры» — цеха специального производства УКВЗ (например, литейные), а также внешние кооператоры. Изготавливаются различные модификации трамваев с учетом требований заказчиков, варианты исполнения отличаются друг от друга и по комплектации и по другим аспектам. Все это прорабатывается в собственном КБ. Современный трамвай – изделие весьма непростое: состоит примерно из 10 тысяч компонентов: деталей, сборок, ПКИ и материалов.

Предпосылки проекта

СПМ была необходима не столько, как средство автоматизации производства, сколько как система:

  • поддерживающая «правильную» идеологию управления,
  • инструмент управления, посредством которого должен обеспечиваться своевременный выпуск партий (новых) трамваев.

 

«Быстрый проект» был условием, поставленным заказчиком. В качестве «контрольного условия» успешности реализации проекта было решено принять необходимость выполнения в срок заказов, выполняемых специально для городов-участников Чемпионата Мира по футболу – 2018.

 

Компания Райтстеп, на основе накопленного опыта в реализации проектов для сложных производств, предложила использовать типовую конфигурацию, с готовой методологией управления и преднастроенной системой СПМ (Lean ERP SCMo), подходящую для многих машиностроительных производств, работающих по типу «разработка-…», «производство-…», «сборка-под-заказ».

 

Поставленные задачи были выполнены совместной проектной командой УКВЗ и Райтстеп точно вовремя.

Игорь Ильин, куратор проекта от Заказчика:

«Срок реализации проекта был весьма сжатым, но Райтстеп предложил подход, который и удалось успешно применить:
  • Максимально быстрое прохождение «постановочной» стадии — предложенная подрядчиком методология планирования и контроля производственно-логистической цепочки поставок была проработана и утверждена в качестве целевой методологии работы соответствующих служб УКВЗ;
  • На самой ранней стадии, как только была проработана структура НСИ в части ведения составов изделий и их отражения на производственно-логистическую модель, сразу же были подключены службы ОГК и ОГТ для формирования начального варианта наполнения НСИ

Реализация проекта

В ходе проекта были поставлены и отлажены следующие процессы:

Управление технологическим составом изделия (ТСИ).

  • Определена производственно-логистическая модель предприятия (ПЛМ) в виде отделов снабжения и комплектации, производственных участков, сборочного конвейера, детализированного до рабочих мест.
  • Сформирован ТСИ с детализацией «расширенная спецификация»: спецификация и «расцеховка» до уровня «участкозаход» (УЗ). Для сборочных цехов / участков УЗ – это этап сборки на рабочем месте, для закупаемых – длительность и этапы закупок.
  • Управление ТСИ с учетом серийных ограничений для автоматического формирования позаказного состава конкретного трамвая.
  • Обеспечено хранение и просмотр на всех рабочих местах исполнителей актуальных чертежей ДСЕ.
  • Организовано, в виде регламентов и процедур, взаимодействие конструктов, технологов, производства и снабжения для корректного формирования ТСИ, исключающие ошибки.

Михаил Мохов, эксперт проекта от Заказчика:

«Для верификации длительности производственных циклов была проведена проверка и уточнение исходных данных с применением функциональности имитационного моделирования. Это позволило на ранней стадии внедрения СПМ привести базу данных в соответствие с «реальным производством»: с учетом пропускной способности «узких мест», размера партий запуска и специфики режима работы производственных подразделений.
Тестирование СПМ с помощью имитации позволило значительно ускорить реализацию проекта.»

Позаказное планирование

  •  Ведение заказов выпуска готовых изделий, где каждый «заказ» — отдельный трамвай со своей директивной датой выпуска и серийным номером.
  • Синхронное планирование по всей производственного-логистической цепочке поставок с определением для каждой производимой и закупаемой позиции приоритета, даты запуска и выпуска.
  • Каждый трамвай заказа управляется в производстве отдельно по своему составу, определяемому № заказа и конкретным серийным номером.
  • Планирование и управление производством осуществляется «без запасов», НзП ведется в системе в виде межучастковых поставок.

Управление производством

  • Формирование приоритизированного и синхронизированного с выпуском изделий межучасткового номенклатурного плана запуска/выпуска.
  •  Управление запуском ДСЕ в производство.
  •  Запуск партии ДСЕ и формирование сопроводительных документов партии в виде Тех.Паспорта и отрывного талона.
  • Формирование группового запуска партии разных ДСЕ, но с однотипным маршрутом, одинаковым материалом.
  • Формирование и закрепление на стенде участка «Плана участка» для запущенных позиций.
  • Регистрация межучастковых поставок партии ДСЕ в СПМ на основании заполненного отрывного талона партии ДСЕ.
  • Разработаны процедуры авто-закрытия и авто-списания для упрощения учета «не критичных» ДСЕ.
  • Автоматический пересчет планов с учетом факта запуска/выпуска — формирование «расчетной» (относительно «директивной») версии плана.
  • Автоматическое перераспределение факта поставок по заданным алгоритмам в случае изменения в маршруте изготовления или изменения спецификации к чертежам ДСЕ.
  • Формирование нарядов на сдельную оплату труда СПМ, печать по установленной отчетной форме для передачи в бухгалтерию.
Усть-Катавский Вагоностроительный Завод

Управление складами и МТС

  • Автоматическое формирование номенклатурных планов потребностей производства в закупаемых материалах и комплектующих в соответствии с графиком выпуска изделий и нормами расхода ТСИ в разрезе заказов, поставщиков.
  • Управление процессом закупки:
    • Формирование заказа поставщику (ЗП),
    • Управление этапами закупки.
  • Управление заменами (альтернативами).
  • В системе СПМ ведутся следующие основные складские операции МТС, с формированием первичных учетных документов:
    • приход по ЗП,
    • выдача ТМЦ в производство,
    • перемещение ТМЦ между складами (формируются требования-накладные),
    • возврат ТМЦ из производства.

Мониторинг (контроль исполнения)

  •  Готовность заказов (по каждому изделию), по расчетным и директивным срокам;
  •  Синхронность относительно сборочного производства, работы всех участков-поставщиков и МТС, с контролем НзП с точки зрения своевременности его формирования.

 

Андрей Григорьев, руководитель группы информационной поддержки бизнеса от Заказчика:

«Команда «Райтстеп» работала «на опережение», предлагая методические решения для проработки. Нам всем работать пришлось достаточно «агрессивно»: обучаться, продумывать и просчитывать варианты решений, готовить НСИ (чистить, наполнять, дополнять, выверять), проверять точность планирования, формализовать новые процедуры работы подразделений…

Режим работы на проекте был весьма напряженный, но «спасало» то, что это было реально интересно, и мы работали на реальный результат. Сейчас есть четкое понимание: это было правильно.»

Уникальность проекта

На сегодняшний день СПМ УКВЗ – самый быстрый проект компании Райтстеп по комплексной постановке и вводу в эксплуатацию системы для сложного производства, реализованный всего за 8 месяцев.

Одной из ключевых особенностей проекта, повлиявших на скорость проекта, является способ формирования ТСИ, а именно с учетом производственно-логистической модели завода, изготавливаемых изделий и принципов, заложенных в СПМ.

Но реализовать быстрый проект удалось благодаря использованию не просто готового «ИТ инструментария», но и:

  • заложенной в систему СПМ методологии управления машиностроительным производством,
  • четкому следованию стратегии реализации проекта и запуска системы в промышленную эксплуатацию,
  • слаженной работе совместной проектной команды УКВЗ и Райтстеп и кураторству проекта со стороны руководителей обеих компаний.
Усть-Катавский Вагоностроительный Завод